Пятница
29.03.2024
00:56
Друзья Сайта
  • Kinderwelt
  • Форма входа

    Поиск
    Статистика
    Мини-чат
    Поиск
    SVstudio
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Все о батике » Холодный Батик » Горячий и холодный батик. Техника и материалы.
    Горячий и холодный батик. Техника и материалы.
    Nina33Дата: Среда, 22.04.2009, 19:01 | Сообщение # 1
    Асс
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 3127
    Награды: 29
    Статус: Offline
    Горячий и холодный батик. Техника и материалы. Свободная роспись.
    "Батик по всем правилам и без правил."

    Для "холодного" батика (техника Гутта) характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани дают невообразимые вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы - иногда приятные, иногда не очень. Каждый раз, как сталкер, продвигаешься по знакомому пространству, сталкиваясь с чем то новым, непознанным. И иногда на 100% не знаешь, чем закончиться твоё "путешествие" в страну Батика - всегда для меня ожидаемое и непознанное 50/50. Ещё и красители, которыми я работаю - "с характером". В непроявленном виде (незакреплённые) они имеют весьма сдержанный вид - серовато-скучноватую гамму. Но после закрепления в автоклаве они становятся в несколько раз насыщеннее, сочнее, начинают звучать, играть всеми цветами радуги. При неумелом обрашении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно впасть в "чернуху" или откровенно крикливые тона. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски краски "непохожи сами на себя". Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани (обязательно паром, под давлением, а не утюгом!) с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством (при желании можете испытать даже хлорным отбеливателем!), можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на несколько лет. История некоторых рубашек, платьев и платков равна 6-7 годам постоянного пользования без изменения качеств красочного слоя.
    Батик "горячий" серьёзен, вдумчив, загадочен невероятно; живописен, глубок; цельный и зрелый. Его невозможно сравнить с дуновением ветра; он основателен... но, познакомившись с ним поближе - море романтики, масса сильных ощущений от его древних корней,... но он вечно молод, впитывая в себя то новое, что несёт себе Время... это поэзия, подкреплённая логикой и расчётом. Ведь наслаивая постепенно, от светлого к тёмному, один на другой красочные слои - нельзя ошибиться, недобрать или перебрать с тоном, цветом; исправить почти невозможно, разве что перекрыв неудачный фрагмент более тёмным тоном (..чёрным?).
    Интересны работы, выполненные на стыке техник, когда стираются прывычные границы и рождается новое. Но это сюжет для дальнейшего разговора...
    Батик: материалы и техника
    Ткань: Работаю на разных видах шёлка, в т.ч. смесовых, синтетических, натуральных, а также на хлопке. Горячий батик больше любит х/б волокна, холодный батик - тонкие шелка, но это не жёсткое правило - я люблю эксперементировать и с красителями, и с тканями, и с сочетаниями различных техник росписи. За предыдущий творческий переод появились красители, которым отдаю предпочтение, "вспомогательные" - дополнения к ним, и красители, к которым больше прикасаться не хочется, т.к. что с ними не делаю, результат отрицательный (не буду уточнять..). Существует обязательное правило - тип красителя должен соответствовать типу ткани. Если им пренебрегать, то никогда клиент или покупатель не окажется наедине с грязной тряпкой, в которую превращается дорогая красивая вещь при первой стирке, если художник пренебрёг этим правилом. "Родную" краску со "своей" ткани ничем не отстираешь. По этой причине очень редко использую акриловые красители, которые закрепляются утюгом - они придают некоторую жёсткость ткани и стирать изделие нужно очень бережно, что также не всегда гарантирует успех. Красители, относящиеся к классу дисперсных, кислотных, прямых, закреплённые под давлением в автоклаве дают возможность стирать готовое изделие даже стиральной машине на режимах от 60 градусов и ниже, любым моющим средством, в том числе показательные эксперименты с отбеливателем выдерживают на отлично - белое белеет, а цветное остаётся неизменым. Проверено временем, длительными сроками использования вещей и подтверждено многими моими клиентами, заказчиками.
    Резерв: Можно купить готовый - продаются в художественных салонах как отечественные, так и импортные. Можно сварить самому по старому проверенному рецепту. Сваренный собственноручно резерв хорош тем, что вы можете регулировать текучесть, вязкость, цвет состава, подгоняя его под ту трубочку, которой собираетесь работать. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Но для новичка бывает вначале сложно определить, что именно ему в данный момент необходимо. Это можно выяснить, неустанно практикуясь и пробуя всевозможные варианты сочетания трубочек, контурных составов и тканей. В продаже также имеются контурные краски в тюбиках с тонкой насадкой - они не являются резервом, а предназначены для декорирования готовой картины.
    В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно. Можно сделать это тонкой кистью, но кисть будет безнадёжно испорчена, да и однородную линию не провести - разве что мазки. Для такой работы существует специальный инструмент. Это маленький "ковшик" с тонким носиком - трубочкою. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно. Либо образовавшиеся лужи и капли объявить проявлением художественного стиля. smile
    Поскольку техники батика различаются только тем, какой вид резерва используется, то лиди не устают придумывать, как исхитриться, и заставить краску выполнять поставленную задачу.
    В узелковых техниках используют нить, узлы, варьируя способы завязываний и сложения ткани. Работая аэрографом, применяют трафареты, сминания и пр.
    Свободная роспись
    В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.
    Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.
    Находка для гурманов - техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью (в т.ч. и кистью собственной руки). т.е. я хочу сказать, что именно в свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой живописи.
    Ткань - это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности. Причём, часто сама фактура ткани, состав волокна, его переплетение играют очень важную роль в том, как будет выглядеть конечный результат вашей работы. За долгие годы практики наработала опыт "общения" со сложными тканями, когда недостатки полотна превращаешь в его достоинства. Например, купив рулончик вожделенного полотна, обнаруживаешь, что волокна краску не впитывают, а просто отталкивают - эффект "как с гуся вода". Разумеется ни о каких "заливках" не может быть и речи. Такую ткань я использую для техники "сухая кисть" - полное ощущение карандашного рисунка или мелков - и штрихи, и линии, и тон - но это всего лишь кисть, прогулявшаяся по ткани, ни на что больше не годной. Эффект просто волшебный.
    На любых тканях, всегда люблю делать "свободную роспись". Со смыслом и без, сочетая фактуры, безумно красивые переходы тона и цвета, сочетая мазки, пятна, линии; иногда добавляя конкретику, иногда обходясь без неё - это жгучая мимолётная страсть, которая будоражит чувства и радует глаз. Это радуга, Солнце, Ветер, Дождь.... (иногда в одном "флаконе")...
    Разумеется, здесь помогает опыт живописца, графика, прикладника - свободное владение различными материалами и техниками, знание законов композиции, цветоведения, постоянная пленэрная практика, владение многими видами рукоделия - всё это даёт неограниченую свободу творчества как в выборе техники исполнения картины, так и в исполнении любых своих замыслов.
    Что же касается замысла картины, её композиции, смысловой нагрузки - то это больше вопрос духовной зрелости автора, его внутренней чистоты. И роль художника я вижу не в том, чтобы просто раскрасить кусочек холста, ткани или бумаги; даже не том, чтобы нарисовать красивые "видочки". Важно из какого источника черпаются сюжеты, какой смысл вкладывается в содержание картины. Только звучание вашей души является камертоном для рождающегося образа.

    http://www.karotina.com/batic/batic.php




     
    Форум » Все о батике » Холодный Батик » Горячий и холодный батик. Техника и материалы.
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: