Четверг
12.12.2024
02:14
Друзья Сайта
  • Kinderwelt
  • Форма входа

    Поиск
    Статистика
    Мини-чат
    Поиск
    SVstudio
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 3
    • 1
    • 2
    • 3
    • »
    ЭНКАУСТИКА
    Nina33Дата: Четверг, 27.08.2009, 12:04 | Сообщение # 1
    Асс
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 3127
    Награды: 29
    Статус: Offline
    ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю), техника живописи красками, замешенными на воске, которые накладывались и закреплялись при помощи нагревания. Применялась в древности в Египте, греции и риме для настенных росписей, в портретной живописи, в скульптуре и архитектуре для полихромной раскраски статуй и зданий. Хотя энкаустика высоко ценилась как средство наружной декорации зданий и кораблей, которые она предохраняла от жары и разрушительного воздействия соленой воды, ее в основном использовали для настенных росписей, обычно с красными и черными фонами, покрывавших поверхности пористой штукатурки древнегреческих и древнеримских домов. Египтяне использовали энкаустику для росписи саркофагов. В этой технике писали картины древнегреческие живописцы Зевксис и Паррасий (5–4 вв. до н.э., не сохранились).

    Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились кистью и раскаленным бронзовым стержнем с ложечкой и лопаткой на концах (лат. – каутерий) на подогретую основу, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Постепенно техника энкаустики стала использовать менее трудоемкий «холодный способ», что можно проследить на эволюции Фаюмских портретов (1 в. до н.э. – 4 в., Египет) и на византийских иконах 6–12 вв.

    Попытки возродить энкаустику предпринимались с середины 19 в. В России в середине 20 в. в этой технике работали московские живописцы В.В. и Т.В.Хвостенко.





     
    Nina33Дата: Четверг, 27.08.2009, 12:11 | Сообщение # 2
    Асс
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 3127
    Награды: 29
    Статус: Offline
    Основанием для энкаустики служат сухие мраморы, известняки, шифер, песчаник, плотные туфы, а также механически прочные известковые и цементные штукатурки.

    Горячий способ. Чисто отшлифованное сухое основание предварительно покрывают тонким слоем расплавленного чистого воска и проглаживают электрическим утюгом. Излишки воска снимают с поверхности ножом с тонким лезвием (мастихином), не повреждая основания. Под роспись наносят грунтовки — мягкую или твердую, в зависимости от пористости материала. Так, известняки, шифер, песчаники, плотные туфы, а также известковые и цементные штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, а мрамор, гранит и прочие твердые породы — твердой. Грунтовки готовят по рецептам.

    Состав мягкой грунтовки (по массе).
    Белила цинковые сухие 10 г
    Воск пчелиный 6 г
    Канифоль 8 г

    Способ приготовления. В фарфоровый тигель, установленный на электрическую плитку, помещают канифоль, а после расплавления — воск. В перемешанное основание вводят пигмент, и состав тщательно перемешивают.

    Состав твердой грунтовки.
    Белила цинковые сухие 15 г
    Воск пчелиный 6 г
    Канифоль 8,5 г

    Наносят грунтовку в горячем состоянии кистью, подогревая ее на электроплитке. Толщина грунтовки не должна быть более 1—3 мм. При неровных и недостаточно гладких поверхностях грунтовочный слой накладывают вторично. Каждый слой грунтовки проглаживают электроутюгом до получения совершенно ровной и гладкой поверхности.

    Перед росписью готовят картон с рисунком в натуральную величину, детально выполненный масляными красками. Картон устанавливают на место росписи и вносят в него поправки, увязывая гармонию композиции росписи с пропорциями здания.

    Роспись внутри помещения выполняют по прогретому основанию, для чего используют лампы инфракрасного излучения. Восковые краски для росписи также подогревают на электрической плитке или песчаной бане. Живопись, выполненная по подогретому основанию, не требует оплавления вжиганием, так как краски плотно ложатся на загрунтованную поверхность и хорошо связываются с ней.

    Законченную роспись покрывают масляно-восковым лаком для внутренних работ, подогревая его до расплавления.

    При наружных росписях перед нанесением восковой грунтовки поверхности также прогревают лампами инфракрасного излучения, снимая излишки грунтовки после остывания. Нагретые до полного расплавления краски накладывают щетинными кистями. Законченную наружную роспись рекомендуется покрывать масляно-восковым лаком, щетинными кистями, нагревая лак до расплавления.

    Состав восковых красок для внутренних работ (по массе).
    Воск пчелиный отбеленный 112 г
    Смола даммара 40 г
    Масло льняное 25 г
    Пигменты сухие в зависимости от цвета
    Способ приготовления. В фарфоровой посуде расплавляют смолу, а затем воск. В готовый расплав вливают масло льняное, подогретое для обезвоживания до 110—120°С. Состав хорошо перемешивают, после чего вводят пигменты необходимого цвета в соотношении по массе 1:1,05 (пигмент: связующее).

    Состав восковых красок для наружных работ (по массе).
    Воск пчелиный отбеленный 112 г
    Смола даммара 40 г
    Пигменты сухие в зависимости от цвета
    Способ приготовления. Пигменты вводят в связующее в соотношении 1:1,05 (пигменты: связующее).

    При приготовлении восковых составов применяют главным образом следующие сухие пигменты: белила цинковые, охру светлую, стронциановую желтую, кадмий красный, английскую красную, краплак, ультрамарин, кобальт светлый, лазурь малярную, сиену жженую и натуральную, зелень изумрудную, слоновую кость.

    При приготовлении восковых красок для наружных работ с применением краплака и ультрамарина в связующее дополнительно вводят 50г смолы даммара.

    Состав масляно-воскового лака для внутренних росписей (по массе).
    Воск пчелиный отбеленный 30 г
    Масло льняное 6 г
    Способ приготовления. Воск подогревают до расплавления и вливают льняное масло, предварительно подогретое для обезвоживания до 110—120С. Состав хорошо перемешивают.

    Состав масляно-воскового лака для наружных росписей (по массе).
    Воск пчелиный отбеленный 28 г
    Масло льняное 14 г

    Холодный способ восковых росписей применяют только при внутренних отделках. Основанием служат чисто отшлифованные сухие штукатурки, древесина, камень. Роспись выполняют кистями, применяя восковые краски, в том числе и эмульсионные, приготовленные по рецептам.

    Состав восковой краски (по массе).
    Воск пчелиный отбеленный 4 г
    Смола (мастике, даммара, элеми) 4—8 г
    Скипидар очищенный 16—24 г
    Пигменты до рабочей вязкости
    Способ приготовления. Расплавленный воск растворяют в 8-12 г скипидара. В отдельной емкости расплавляют смолу и растворяют ее также в 8—12 г скипидара. Оба состава смешивают и вводят пигменты, предварительно затертые на скипидаре до пастообразного состояния. Состав приготовляют с соблюдением правил техники безопасности, исключая возможность воспламенения.

    Состав восковой краски (по массе) (рекомендация художника Д. И. Киплика).
    Воск пчелиный отбеленный 6 г
    Смола даммара 12 г
    Скипидар очищенный 20 г
    Пигменты до рабочей вязкости

    Состав восковой краски эмульсионный (по массе).
    Животный клей 40%-ный 20 г
    Воск пчелиный отбеленный 20 г
    Смола даммара 40 г
    Нашатырный спирт 25%-ный 10 г
    Вода 80—100 г
    Пигменты до рабочей вязкости
    Способ приготовления. Готовят водный 40%-ный раствор животного клея, вводят в него воск и смолу и разогревают до полного расплавления. Сняв с огня, добавляют нашатырный спирт, перемешивают до однородного сметанообразного состояния и разводят водой, вводя ее небольшими порциями, энергично перемешивая эмульсию. На эмульсии готовят краски, добавляя в нее пигменты, предварительно затертые на воде до пастообразного состояния.

    Эмульсия лучше сохраняется в неразведенном водой состоянии. Поэтому готовить эмульсию следует на весь объем работы, а разводить — по мере необходимости.

    При росписи поверхностей холодными восковыми составами краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя и воды.

    При применении холодных восковых составов несложно выполнять орнаментальную роспись по прямым трафаретам в несколько цветовых тонов, давая просохнуть каждому предыдущему. Как видно из рис. 1, первым наносят основной фон, который служит одновременно и грунтовкой поверхности, а затем выполняют роспись по остальным трафаретам, в зависимости от площади, занимаемой тем или иным цветом, и его значения в росписи. Роспись выполняют щетинными кистями.




     
    Nina33Дата: Четверг, 27.08.2009, 12:12 | Сообщение # 3
    Асс
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 3127
    Награды: 29
    Статус: Offline
    Существуют следующие методы росписи энкаустикой:
    гравюрный, когда углубленный резьбой рисунок заполняется цветным воском;
    горячая энкаустика, когда на дереве или на камне горячими металлическими инструментами наносится расплавленным цветным воском рисунок;
    холодная энкаустика, когда восковые краски наносятся в холодном состоянии с последующим обогреванием поверхности.




     
    Nina33Дата: Четверг, 27.08.2009, 12:13 | Сообщение # 4
    Асс
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 3127
    Награды: 29
    Статус: Offline
    Воски и восковая живопись
    Воски - жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко размягчаются и плавятся в интервале температур 40-90°С, стойки к действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменений.

    По происхождению воски подразделяются на животные, растительные, ископаемые и синтетические. К животным воскам относят пчелиный, шерстяной (ланолин), получаемый при промывке овечьей шерсти, и спермацет, добываемый из жира кашалота. К растительным - карнаубский, выделяемый из листьев бразильской пальмы, канделильский и др. К ископаемым - озокерит, церезин и монтанный, выделяемый из торфа или бурого угля. Синтетические воски получают из нефтяных парафинов полимеризацией этилена.

    Нефтяные твердые парафины - смесь твердых предельных углеводородов. Внешне парафины похожи на воск, но почти бесцветны, температура плавления 42-62°С. Нерастворимы в воде, стойки к щелочам и кислотам, но растворяются в растворителях и горят.

    Воски используют для приготовления полировочных смесей, пропиточных эмульсий для тканей, бумаги, при выделке кожи, переработке резины, литье под давлением полимеров, изготовлении матовых масляно-восковых красок и казенно-восковых эмульсионных составов, медицинских и косметических препаратов.

    Издавна воски применяются как пластический материал для произведений искусства. Восковые отливки масок, которые давали возможность получать точный отпечаток лица, были изобретены в Риме еще в III в. н. э. В русских дворцовых описях XVIII в. встречаются упоминания о "вощаных" фигурах. В Эрмитаже хранятся восковые бюст и статуя Петра I, выполненные Б. К. Растрелли, в Русском музее - барельеф Ф. П. Толстого. В XVII-XVIII вв. мебель и резные панели в интерьерах покрывали воском, что придавало им приятный блеск, подчеркивало структуру древесины и предохраняло ее от влаги и разрушения.

    Воски служат связующим веществом для красок в восковой живописи. Благодаря химической стойкости и влагостойкости картины, выполненные восковой живописью, в течение многих веков сохраняют свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В Древнем Египте с XIV в. до н. э. восковая живопись применялась для окраски фасадов и храмов. В Древней Греции к V в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи горячим способом - энкаустики: сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой. Знаменитые фаюмские портреты (I в. до н. э.- IV в. н. э.) и византийские иконы (до XII в.) выполнялись восковой живописью, в которой энкаустика горячим способом постепенно сменялась менее прочной, но и менее сложной для работы живописью холодным способом - восковыми красками на скипидаре и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел). В настоящее время восковая живопись применяется главным образом для заполнения утраченного красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.

    Материалы, необходимые для энкаустики:

    воск очищенный. Чтобы очистить воск, его сначала надо растопить в чистой горячей воде, в результате чего посторонние вещества (мед, пыльца и т. д.) останутся в воде. Затем воск следует отбелить на солнце в течение 1-3 месяцев;
    смола - очищенная канифоль, даммаровая, пинии, мастичная и пихтовая;

    масло - льняное, ореховое, маковое, подсолнечное.

    Энкаустические краски состоят из пигмента, воска и смолы или из пигмента, воска, смолы и масла. Масло применяется, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела. При энкаустике совместимы разнообразные пигменты - стойкие и нестойкие, ртутные и нертутные, те, что несовместимы в масляной живописи: берлинская лазурь с охрой, кадмий желтый с охрой, киноварь с кадмием, киноварь с кобальтом фиолетовым. Дело в том, что воск, обволакивая частицы пигмента, прекращает реакцию окисления. При варке анилиновых, сернистых, цинковых, свинцовых, ртутных красителей следует пользоваться вытяжным шкафом.

    Краски разогревают на палитре размером 100х120 см. На раму из огнеупорного материала натягивают 5-7 рядов электроспирали. Над этой рамой на расстоянии 35-40 мм прикрепляют металлическую раму с мраморной доской. На подогретую палитру кладут воск и смолу и, помешивая мастихином, добавляют пигмент. Процесс варки длится 5-10 мин. (Краски лучше варить в небольших количествах.) После того как полученная краска немного остынет, ее скатывают в шарики или палочки. Большое наполнение воска пигментом и смолой придает краске твердость. Как правило, готовят твердую и мягкую краску разных цветов и оттенков и раскладывают ее в фарфоровые или железные баночки. Перед употреблением их подогревают. При жирной фаюмской живописи пользуются колонковыми кистями, Для больших мазков можно и щетинными. Работают также мастихинами различной формы и размеров.

    (Мастихин - тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки. Применяется в живописи для нанесения грунта, перетирания красок, снятия лишней краски, для нанесения ее ровным тонким слоем или рельефным мазком.)

    Закончив роспись, некоторые детали можно дорисовать каутерием (сделать его можно из электропаяльника, вставляя различной формы лопаточки). Живописный слой оплавляют газовой горелкой или паяльной лампой, поверхность прогревают лампами инфракрасного излучения, грунтовые смеси раскатывают электрическим утюгом. Поверхность грунта можно подровнять циклей или лезвием.

    Перед росписью следует приготовить картон с рисунком в натуральную величину, детально выполненным масляными красками. С картона снимается калька, а с кальки на поверхность проколами или припорохом переводится картинка.

    Основанием под энкаустику служат совершенно сухие мраморы, граниты, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, туфы, известковые и цементные штукатурки, дерево.

    Как уже упоминалось, энкаустическую живопись можно выполнять горячим и холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный - тонкий.

    Энкаустика горячим способом. Основу надо обжечь газовой лампой, после чего покрыть тонким слоем расплавленного чистого воска и прогладить утюгом. Излишки воска следует счистить. Затем приготавливают грунт. В зависимости от пористости материала-основы - грунт под энкаустику: твердый или мягкий. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, туфы, штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, мрамор, гранит, бетон, кирпич - твердой.

    Составы грунтов (г):

    мягкого: цинковые белила - 10; воск - 10; канифоль - 8; твердого: белила - 30; воск - 12; канифоль - 17;

    наносят грунтовку в горячем состоянии кистью или щеткой, каждый слой проглаживая электрическим утюгом. Толщина грунтовки должна быть не более 1-3 мм.

    Перед росписью поверхность прогревают и пишут по ней подогретыми на водяной бане восковыми красками.

    Составы восковых красок (г):

    для наружной росписи: воск - 112, смола дамма-ровая - 40, сухие пигменты - в зависимости от цвета. Соотношение пигмента и связующего 1 : 1,05;

    для внутренней росписи: воск - 112, смола дамма-ровая - 40, льняное масло - 25, сухие пигменты - в зависимости от цвета.

    Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым лаком - ганозисом. Составы ганозиса (г): для внутренней росписи: воск - 28-30, масло - 6; для наружной росписи: воск - 28 -30, масло - 14.

    Полируют бритвой или мягкой льняной тряпкой до блеска.

    Энкаустика холодным способом. Восковые росписи, выполняемые кистями холодным способом, применяются только для внутренних отделок.

    Составы восковых красок (г):

    1) воск - 4-6, смола - 4 - 12, скипидар - 16, пигменты - до рабочей вязкости;

    2) эмульсионный: животный клей (40%-ный) - 20, воск - 20, смола даммаровая - 40, нашатырный спирт (25%-ный) - 10, вода - 80-100, пигменты - до рабочей вязкости.

    При холодном способе живопись следует вжигать. Это увеличивает силу сцепления с грунтом. Оплавляют, вжигают живописный слой газовой горелкой или паяльной лампой. Оплавление ведут слева направо, ярусами сверху вниз. Держать лампу следует не ближе 10 см и не дальше 25 см от поверхности картины. Для четкости штриха рисунка держат горелку дальше, для смягчения, легких подтеков - ближе. Оплавляют до тех пор, пока поверхность не заблестит. Если поверхность не загрунтована, достаточно оплавления. Оплавлять энкаустику следует лишь в течение нескольких минут. Если роспись на грунте, сверху можно нанести ганозис.

    Восковыми карандашами рисуют на любой основе вертикально, растирая штрихи. Но обязательным является оплавление. Состав карандаша (г): воск - 5-10, смола - 1-3, масло - 1-2, пигмент - 4-8. Изготавливают энкаустические карандаши следующим образом. В растворенный воск добавляют небольшое количество смолы, снимают смесь с огня, вливают в нее льняное масло и тщательно размешивают. Затем на разогретую мраморную плиту насыпают пигмент и аэросил или доломит. В них заливают восково-смоляно-масляную массу, тщательно перемешивают и раскладывают в формочки для отверждения.

    По принципу восковых карандашей можно сделать энкаустическую мозаику. Энкаустическая смальта не содержит масла, а для крепости в нее добавляют больше наполнителя - аэросила, доломита. Делают лепешки толщиной от 0,5 до 1 см и закладывают их в формочки (квадрат, треугольник, круг). Отходы опять можно разогреть и проштамповать формочками. В качестве основы под мозаику используют алебастр или гипс. Поверхность выложенной мозаики можно оставить матовой, или срезать циклей, или отполировать. Такая мозаика, покрытая ганозисом, не боится выхлопных газов, атмосферных воздействий, не бьется, моется водой с мылом
    http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./170618/276066/276077




     
    IrinaДата: Пятница, 11.09.2009, 17:45 | Сообщение # 5
    Лейтенант
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 74
    Награды: 3
    Статус: Offline
    Nina33, спасибо за информацию, а то я уже слышала за эту технику, а что да как не знала, теперь знаю! smile
     
    • Страница 1 из 3
    • 1
    • 2
    • 3
    • »
    Поиск: