Воски и восковая живопись
Воски - жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко размягчаются и плавятся в интервале температур 40-90°С, стойки к действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменений. По происхождению воски подразделяются на животные, растительные, ископаемые и синтетические. К животным воскам относят пчелиный, шерстяной (ланолин), получаемый при промывке овечьей шерсти, и спермацет, добываемый из жира кашалота. К растительным - карнаубский, выделяемый из листьев бразильской пальмы, канделильский и др. К ископаемым - озокерит, церезин и монтанный, выделяемый из торфа или бурого угля. Синтетические воски получают из нефтяных парафинов полимеризацией этилена.
Нефтяные твердые парафины - смесь твердых предельных углеводородов. Внешне парафины похожи на воск, но почти бесцветны, температура плавления 42-62°С. Нерастворимы в воде, стойки к щелочам и кислотам, но растворяются в растворителях и горят.
Воски используют для приготовления полировочных смесей, пропиточных эмульсий для тканей, бумаги, при выделке кожи, переработке резины, литье под давлением полимеров, изготовлении матовых масляно-восковых красок и казенно-восковых эмульсионных составов, медицинских и косметических препаратов.
Издавна воски применяются как пластический материал для произведений искусства. Восковые отливки масок, которые давали возможность получать точный отпечаток лица, были изобретены в Риме еще в III в. н. э. В русских дворцовых описях XVIII в. встречаются упоминания о "вощаных" фигурах. В Эрмитаже хранятся восковые бюст и статуя Петра I, выполненные Б. К. Растрелли, в Русском музее - барельеф Ф. П. Толстого. В XVII-XVIII вв. мебель и резные панели в интерьерах покрывали воском, что придавало им приятный блеск, подчеркивало структуру древесины и предохраняло ее от влаги и разрушения.
Воски служат связующим веществом для красок в восковой живописи. Благодаря химической стойкости и влагостойкости картины, выполненные восковой живописью, в течение многих веков сохраняют свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В Древнем Египте с XIV в. до н. э. восковая живопись применялась для окраски фасадов и храмов. В Древней Греции к V в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи горячим способом - энкаустики: сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой. Знаменитые фаюмские портреты (I в. до н. э.- IV в. н. э.) и византийские иконы (до XII в.) выполнялись восковой живописью, в которой энкаустика горячим способом постепенно сменялась менее прочной, но и менее сложной для работы живописью холодным способом - восковыми красками на скипидаре и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел). В настоящее время восковая живопись применяется главным образом для заполнения утраченного красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.
Материалы, необходимые для энкаустики:
воск очищенный. Чтобы очистить воск, его сначала надо растопить в чистой горячей воде, в результате чего посторонние вещества (мед, пыльца и т. д.) останутся в воде. Затем воск следует отбелить на солнце в течение 1-3 месяцев;
смола - очищенная канифоль, даммаровая, пинии, мастичная и пихтовая;
масло - льняное, ореховое, маковое, подсолнечное.
Энкаустические краски состоят из пигмента, воска и смолы или из пигмента, воска, смолы и масла. Масло применяется, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела. При энкаустике совместимы разнообразные пигменты - стойкие и нестойкие, ртутные и нертутные, те, что несовместимы в масляной живописи: берлинская лазурь с охрой, кадмий желтый с охрой, киноварь с кадмием, киноварь с кобальтом фиолетовым. Дело в том, что воск, обволакивая частицы пигмента, прекращает реакцию окисления. При варке анилиновых, сернистых, цинковых, свинцовых, ртутных красителей следует пользоваться вытяжным шкафом.
Краски разогревают на палитре размером 100х120 см. На раму из огнеупорного материала натягивают 5-7 рядов электроспирали. Над этой рамой на расстоянии 35-40 мм прикрепляют металлическую раму с мраморной доской. На подогретую палитру кладут воск и смолу и, помешивая мастихином, добавляют пигмент. Процесс варки длится 5-10 мин. (Краски лучше варить в небольших количествах.) После того как полученная краска немного остынет, ее скатывают в шарики или палочки. Большое наполнение воска пигментом и смолой придает краске твердость. Как правило, готовят твердую и мягкую краску разных цветов и оттенков и раскладывают ее в фарфоровые или железные баночки. Перед употреблением их подогревают. При жирной фаюмской живописи пользуются колонковыми кистями, Для больших мазков можно и щетинными. Работают также мастихинами различной формы и размеров.
(Мастихин - тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки. Применяется в живописи для нанесения грунта, перетирания красок, снятия лишней краски, для нанесения ее ровным тонким слоем или рельефным мазком.)
Закончив роспись, некоторые детали можно дорисовать каутерием (сделать его можно из электропаяльника, вставляя различной формы лопаточки). Живописный слой оплавляют газовой горелкой или паяльной лампой, поверхность прогревают лампами инфракрасного излучения, грунтовые смеси раскатывают электрическим утюгом. Поверхность грунта можно подровнять циклей или лезвием.
Перед росписью следует приготовить картон с рисунком в натуральную величину, детально выполненным масляными красками. С картона снимается калька, а с кальки на поверхность проколами или припорохом переводится картинка.
Основанием под энкаустику служат совершенно сухие мраморы, граниты, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, туфы, известковые и цементные штукатурки, дерево.
Как уже упоминалось, энкаустическую живопись можно выполнять горячим и холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный - тонкий.
Энкаустика горячим способом. Основу надо обжечь газовой лампой, после чего покрыть тонким слоем расплавленного чистого воска и прогладить утюгом. Излишки воска следует счистить. Затем приготавливают грунт. В зависимости от пористости материала-основы - грунт под энкаустику: твердый или мягкий. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, туфы, штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, мрамор, гранит, бетон, кирпич - твердой.
Составы грунтов (г):
мягкого: цинковые белила - 10; воск - 10; канифоль - 8; твердого: белила - 30; воск - 12; канифоль - 17;
наносят грунтовку в горячем состоянии кистью или щеткой, каждый слой проглаживая электрическим утюгом. Толщина грунтовки должна быть не более 1-3 мм.
Перед росписью поверхность прогревают и пишут по ней подогретыми на водяной бане восковыми красками.
Составы восковых красок (г):
для наружной росписи: воск - 112, смола дамма-ровая - 40, сухие пигменты - в зависимости от цвета. Соотношение пигмента и связующего 1 : 1,05;
для внутренней росписи: воск - 112, смола дамма-ровая - 40, льняное масло - 25, сухие пигменты - в зависимости от цвета.
Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым лаком - ганозисом. Составы ганозиса (г): для внутренней росписи: воск - 28-30, масло - 6; для наружной росписи: воск - 28 -30, масло - 14.
Полируют бритвой или мягкой льняной тряпкой до блеска.
Энкаустика холодным способом. Восковые росписи, выполняемые кистями холодным способом, применяются только для внутренних отделок.
Составы восковых красок (г):
1) воск - 4-6, смола - 4 - 12, скипидар - 16, пигменты - до рабочей вязкости;
2) эмульсионный: животный клей (40%-ный) - 20, воск - 20, смола даммаровая - 40, нашатырный спирт (25%-ный) - 10, вода - 80-100, пигменты - до рабочей вязкости.
При холодном способе живопись следует вжигать. Это увеличивает силу сцепления с грунтом. Оплавляют, вжигают живописный слой газовой горелкой или паяльной лампой. Оплавление ведут слева направо, ярусами сверху вниз. Держать лампу следует не ближе 10 см и не дальше 25 см от поверхности картины. Для четкости штриха рисунка держат горелку дальше, для смягчения, легких подтеков - ближе. Оплавляют до тех пор, пока поверхность не заблестит. Если поверхность не загрунтована, достаточно оплавления. Оплавлять энкаустику следует лишь в течение нескольких минут. Если роспись на грунте, сверху можно нанести ганозис.
Восковыми карандашами рисуют на любой основе вертикально, растирая штрихи. Но обязательным является оплавление. Состав карандаша (г): воск - 5-10, смола - 1-3, масло - 1-2, пигмент - 4-8. Изготавливают энкаустические карандаши следующим образом. В растворенный воск добавляют небольшое количество смолы, снимают смесь с огня, вливают в нее льняное масло и тщательно размешивают. Затем на разогретую мраморную плиту насыпают пигмент и аэросил или доломит. В них заливают восково-смоляно-масляную массу, тщательно перемешивают и раскладывают в формочки для отверждения.
По принципу восковых карандашей можно сделать энкаустическую мозаику. Энкаустическая смальта не содержит масла, а для крепости в нее добавляют больше наполнителя - аэросила, доломита. Делают лепешки толщиной от 0,5 до 1 см и закладывают их в формочки (квадрат, треугольник, круг). Отходы опять можно разогреть и проштамповать формочками. В качестве основы под мозаику используют алебастр или гипс. Поверхность выложенной мозаики можно оставить матовой, или срезать циклей, или отполировать. Такая мозаика, покрытая ганозисом, не боится выхлопных газов, атмосферных воздействий, не бьется, моется водой с мылом
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./170618/276066/276077